6 марта ректор СПбПУ академик РАН Андрей РУДСКОЙ выступил с докладом на круглом столе «Цифровые технологии в обрабатывающей промышленности», а также принял участие в рабочем совещании «Кадры для будущего», которое провел заместитель председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО.
Программа мероприятия началась в Университете Иннополис (Республика Татарстан) с круглых столов рабочих отраслевых групп, в составе которых представители опорных вузов, федеральных органов власти, федерального учебно-методического объединения и представители крупнейших IT-компаний и разработчиков программного обеспечения. В ходе круглого стола, посвященного подготовке кадров для обрабатывающей промышленности, Андрей РУДСКОЙ выступил с докладом и поделился, в частности, мнением относительно направлений подготовки, в рамках которых будут разработаны рекомендуемые к тиражированию образовательные программы. На сегодняшний день выбираются направления подготовки с наибольшими КЦП. Но такие массовые программы, по мнению ректора СПбПУ, в большинстве случаев реализуются вузами уже много лет и хорошо отработаны, зачастую в тесном сотрудничестве с компаниями из отраслей высокотехнологичной промышленности. Но гораздо больший интерес для образовательного сообщества и высокотехнологичной промышленности, уверен Андрей РУДСКОЙ, представляют инновационные, прорывные программы, способные обеспечить научно-технологический прорыв, интегрирующие фундаментальные физико-математические и инженерно-технические знания и, конечно, передовые цифровые технологии.
Примером такого научно-технологического прорыва может быть проект по созданию электромобиля «КАМА-1», реализованный инженерами Центра НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» (индустриальным партнером в проекте выступал КАМАЗ). Как рассказал Андрей РУДСКОЙ, это высокотехнологичное изделие – предсерийный опытный промышленный образец, было создано в кратчайшие сроки с помощью передовых цифровых технологий и цифровых платформ. «Изделие, в котором чрезвычайно много электрики и электроники, конечно – специализированного программного обеспечения, я уже не говорю, что это машиностроительное изделие, а потому используются разные материалы, включая композиты. Используются математическое моделирование, компьютерный и суперкомпьютерный инжиниринг, системный и цифровой инжиниринг, сквозные цифровые технологии (новые производственные технологии, большие данные, искусственный интеллект и так далее). Наконец, разрабатываются цифровые двойники, обеспечивающие значительное снижение себестоимости и времени разработки, используются виртуальные испытания, виртуальные стенды и виртуальные полигоны, что, в свою очередь, значительно снижает объемы “лишних (избыточных)” натурных испытаний. Если все это сделать за два года, с помощью инженеров – наших выпускников, обладающих компетенциями мирового уровня в области цифровых технологий и цифровой промышленности, то это и будет научно-технологический прорыв, признанный как Министерством (Министерством науки и высшего образования РФ. – Примеч. Ред.), так и Правительством, признанный высокотехнологичной промышленностью России», – уверен Андрей РУДСКОЙ.
То, что проект «КАМА-1» действительно стал научно-технологическим прорывом и признан и на самом высоком правительственном уровне, и высокотехнологичной промышленностью России, подтвердил Валерий ФАЛЬКОВ во время стратегической сессии. «Яркий проект Питерского Политеха. Андрей Иванович Рудской вместе с Алексеем Ивановичем Боровковым представили очень хороший проект, который, на мой взгляд, демонстрирует, чем должен заниматься университет третьего поколения. Это еще выход не в готовый серийный продукт, тем не менее для меня это важный показатель того, что университет либо приблизился к модели Университета 3.0, либо уже являет собой таковую. И здесь даже не столь важно, пойдет этот продукт в серию или нет. Сразу хочу сказать, это – не задача университета. Для нас с вами, для того дискурса, который есть, и для университетского развития важно, что он вообще есть и важно, чтобы такие автомобили появлялись. И я знаю, что в ряде других университетов есть наработки. Продуктовая линейка может быть самой разной. Речь идет о том, чтобы отчитываться не только статьями. Нужно что-то готовое для рынка, для гражданина, для нашей экономики», – отметил министр.
Стратегическая сессия была посвящена презентации и обсуждению инициатив, подготовленных совместно с ректорским и экспертным сообществом для будущей стратегии социально-экономического развития России до 2030 года. «По поручению председателя Правительства Михаила Мишустина уже более полутора месяцев, привлекая множество экспертов, мы работаем над идеями для фронтальной стратегии. Сегодняшняя стратегическая сессия даст старт их широкому профессиональному обсуждению», – пояснил Валерий ФАЛЬКОВ. На стратегической сессии были представлены экспертные доклады по семи инициативам: программе «Приоритет 2030» и проектам «Делаем науку в России», «Платформа университетского технопредпринимательства», «Повод для гордости: массовая основа инновационной системы», «Экспансия российского образования», «Сетевые программы научно-технологического прорыва», «Новое инженерное образование». С ректорами также обсуждались вопросы повышения уровня знаний самих преподавателей вузов. Ректоры и представители индустрии обсудили, как масштабирование дополнительного образования сократит разрыв между индустрией и образовательными программами в организациях высшего и среднего профессионального образования с учетом меняющихся требований к компетенциям выпускников по всем направлениям обучения.
Сводная позиция мнений участников стратсессии была представлена на совещании «Кадры для будущего», которое прошло под председательством вице-премьера Дмитрия ЧЕРНЫШЕНКО. В нем также приняли участие президент Республики Татарстан Рустам МИННИХАНОВ, министр науки и высшего образования РФ Валерий ФАЛЬКОВ, министр просвещения РФ Сергей КРАВЦОВ, заместитель министра цифрового развития РФ Евгений КИСЛЯКОВ, заместитель министра экономического развития РФ Оксана ТАРАСЕНКО. В очном и заочном форматах к совещанию присоединились более 500 ректоров ведущих университетов страны (в том числе МГУ, МФТИ, СПбГУ, ИТМО, ДВФУ), а также представители Яндекса, Mail.ru, Сбера, X5 Retail Group, РЖД, Аэрофлота и Росатома – всего более 1000 участников.
На встрече обсудили задачи обновления образовательных программ высшего и среднего профессионального образования в целях подготовки кадров для отраслей экономики, а также механизмы устранения дефицита ИТ-кадров с помощью государственных программ, в том числе федерального проекта «Кадры для цифровой экономики». «Сегодня был очень важный день. Мы провели масштабную встречу. Обсуждались очень важные вопросы, в том числе и подготовка Стратегии социально-экономического развития, которой занимается сейчас Правительство. И основа ее – это, конечно, кадры. И очень важные решения были приняты. Основные изменения, касающиеся стандартов образования, создания цифровых образовательных модулей по всем направлениям, должны быть сделаны до следующего цикла обучения. Это сложная, амбициозная задача, мы отдаем себе отчет в том, что это будет непросто сделать, но именно такой темп нам задают текущие задачи, которые поставил президент перед правительством. И времени на раскачку нет», – сообщил Дмитрий ЧЕРНЫШЕНКО по итогам совещания.