Команда СПбПУ победила на чемпионате России по спорту сверхлегкой авиации

11 Августа 2025
52
Команда СПбПУ победила на чемпионате России по спорту сверхлегкой авиации

Команда Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» победила в Чемпионате России по спорту сверхлегкой авиации на усовершенствованном самолете «МИКС-500» (модифицированный Х-32 МИКС) в дисциплине «Микросамолет-1». Доработка летательного аппарата была осуществлена в рамках программы «Приоритет-2030». Состязание проходило с 4 по 8 августа 2025 года на аэродроме «Середка» в Псковской области. Организатором мероприятия выступила Общероссийская общественная организация «Объединенная федерация спорта сверхлегкой авиации России» при поддержке Министерства спорта Российской Федерации.

Цель чемпионата — выявление сильнейших спортсменов для формирования списка кандидатов в спортивные сборные команды Российской Федерации для подготовки к международным спортивным соревнованиям и участия в них, а также подготовка спортивного резерва.

Всего в чемпионате приняли участие 12 команд из Санкт-Петербурга, Владимирской, Новгородской, Омской, Псковской, Тульской областей и Республики Башкортостан. В течение нескольких дней пилоты демонстрировали свое мастерство управления воздушными судами, включая «посадку на палубу», посадку с отключенным двигателем, навыки ориентирования на местности и умение сохранять хладнокровие в сложных полетных ситуациях.

Участники чемпионата соревновались в следующих спортивных дисциплинах.

  • «Дельталет-1»
  • «Микросамолет-1»
  • «Микросамолет-2»
  • «Автожир»

Команда Передовой инженерной школы СПбПУ — командир Александр Родин, штурман Владислав Балашов и техник Егор Серяков. Спортсмены учатся в Институте машиностроения, материалов и транспорта СПбПУ и больше года совершенствуют свои инженерные навыки в качестве лаборантов Опытно-конструкторского бюро ПИШ СПбПУ.

Победители и призеры определялись суммой набранных очков по итогам всех полетов. Команда политехников совершила 10 вылетов и в итоге набрала 3080 очков, показав лучший результат в своей дисциплине. Командиру воздушного судна Александру Родину будет присвоен разряд кандидата в мастера спорта.

"У нас была очень интенсивная подготовка, организованная Передовой инженерной школой СПбПУ. Утренняя смена начиналась в 5 утра, и до 12 часов мы находились в небе. После этого следовали теоретические занятия по самолетовождению, навигации, радиообмену, метеорологии и другим предметам. Вечерняя смена длилась с 17 до 20 часов. За весь период подготовки мы получили значительный практический опыт, налетали более 100 часов летного времени и получили много теоретических и практических знаний от наших наставников, сотрудников ПИШ СПбПУ. Экипажу удалось лучше познакомиться с самолетом, поучаствовать в процессах моделирования аэродинамики и прочности, оценить летные характеристики и преимущества самолета, что позволило выстроить стратегию для победы в чемпионате России. Да, погодные условия в период проведения чемпионата были непростыми, соперники — опытными и сильными, мы же участвовали в соревнованиях в первый раз. Но мы и наши наставники верили в успех и приложили все усилия для его достижения", — рассказал командир воздушного судна Александр Родин.

Второе и третье место в дисциплине «Микросамолет-1» заняли команды из Омской и Псковской областей.

Усовершенствованием самолета «МИКС-500» занимались специалисты ОКБ Передовой инженерной школы СПбПУ под руководством Михаила Корчкова.

"Инженеры Передовой инженерной школы СПбПУ “Цифровой инжиниринг” разработали математические и компьютерные модели самолета и с применением цифровой платформы по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® (собственная разработка ПИШ СПбПУ), выполнили серию цифровых (виртуальных) испытаний самолета Х-32 МИКС аэроклуба АСТК “АЭРОМИКС” по аэродинамике и прочности самолета, по результатам которых была проведена его доработка для улучшения аэродинамических характеристик. В итоге были установлены обтекатели колес передней и основных опор, установлен профиль для уменьшения аэродинамического сопротивления на подкосах крыла. Этого удалось добиться в кратчайшие сроки, всего за 1 месяц. Все работы были выполнены в рамках ключевого технологического направления (КНТН-1) “Системный цифровой инжиниринг” программы поддержки вузов “Приоритет-2030”. Проведенная работа является первым этапом по созданию самолета CML-Aeroplane. В 2025-2026 гг. мы запланировали разработку цифрового двойника самолета на базе цифровой платформы CML-Bench®, а также изготовление опытного образца. На основе созданного цифрового двойника в конструкцию самолета будут внедрены передовые композиционные материалы и передовые производственные технологии; уменьшен вес с сохранением жесткостных и прочностных характеристик; улучшены аэродинамические характеристики; изменена конструктивно-силовая схема самолета", — пояснил Михаил Корчков.

Перечисленные изменения означают полное перепроектирование самолета. В дальнейшем самолет будет переработан в беспилотное воздушное судно для проведения авиационных химических работ.

Что касается команды-победителя, то в дальнейших планах Передовой инженерной школы СПбПУ участие в соревнованиях на самолете собственной разработки.

Источник: spbstu.ru