В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в Политехническом университете разработан проект «Преподаватель XXI века», включающий программу переподготовки «Педагог цифрового университета».
Современный преподаватель — это специалист, который должен сочетать традиционные подходы к обучению и инновации, а также находить идеальный баланс между ними. Все больше цифровых сервисов внедряются в производственные процессы вуза — на смену обычному мелу и грифельной доске пришли интерактивные панели, планшеты, ноутбуки, высокоскоростной Wi-Fi и другие технологии. Все сотрудники должны иметь цифровые компетенции, а вуз, соответственно, должен формировать эти компетенции. Для этого в Политехе разрабатывают программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. В рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030» в Политехническом университете разработан проект «Преподаватель XXI века», включающий программу переподготовки «Педагог цифрового университета».
31 мая состоялось открытие программы, пилотная группа преподавателей Политехнического университета в количестве 30 человек приступила к обучению. Занятие по теме «Современные тренды в образовании» провела директор Гуманитарного института (ГИ) профессор Наталья Чичерина. В учебном процессе будут принимать участие преподаватели Гуманитарного института, руководители и сотрудники Дирекции основных образовательных программ, Центра открытого образования СПбПУ, Центра качества образования СПбПУ, Института дополнительного образования. В программе предусмотрены занятия по интерактивной дидактике в высшей школе, проектированию и управлению современной образовательной программой, нормативно-правовому обеспечению образовательной деятельности, цифровой среде образовательной организации, психологии, оценке результатов обучения и др. Занятия будут проходить с использованием технологий обучения, которые создавали бы ситуации включения слушателей в разные виды деятельности (модерация, решение кейсов, дискуссии, тренинги и т.д.). Большее количество материалов представлено в электронном виде на платформе Moodle для самостоятельного изучения преподавателями.
Наталья Чичерина на первом занятии пояснила, что уникальность программы в персонализации обучения, т.е. это программа-конструктор — модульный принцип с возможностью выбора и конструирования содержания обучения.
«В структуре программы есть модули разного объема, содержания и формата, из которых вы в соответствии с вашими профессиональными запросами можете взять отдельные модули, скомбинировать их и составить ту траекторию, которая будет интересна вам, — пояснила Наталья Васильевна. — Кроме того, будут применяться интерактивные технологии и методы обучения — лекции, групповые дискуссии, аналитические задания, кейсы, мини-проекты. Это означает, что слушатели на практике освоят современные технологии обучения в цифровом университете. Мы уверены, что программа будет стимулировать распространение лучших практик университетского образования в России и будет востребована как внутри университета и в целом в национальном образовательном пространстве, так и на международном рынке».
Формат обучения — смешанный, предполагает очные занятия и онлайн с дистанционными лекциями и вебинарами. Как в процессе обучения, так и при оценивании результатов будет использоваться проектный подход и накопительная (балльно-рейтинговая) итоговая аттестация на основе результатов выполнения заданий при изучении модулей программы. Полный цикл программы — 256 часов. Все, кто его пройдут, получат диплом СПбПУ о профессиональной переподготовке.
На первом занятии слушатели сформулировали свои ожидания. Они планируют повысить собственные компетенции и углубить знания о том, как преподавать в цифровом университете, познакомиться с новыми технологиями обучения, получить навыки создания конкурентоспособных программ, узнать о запросах и ожиданиях современных студентов — чем их заинтересовать и усовершенствовать коммуникацию с ними.
«Глобальные технологические и социальные тренды предъявляют новые требования к преподавателю, который должен поддерживать актуальность собственных профессиональных навыков в постоянно меняющихся условиях современного мира. Особенностями данной программы переподготовки являются модульность, адаптивность под уровень и интересы слушателя, а также производство новых учебных продуктов, которые с каждой новой итерацией программы будут дополнять базу ее ресурсов. Благодаря этому преподаватели смогут развить свою цифровую компетентность, обеспечить непрерывность профессионального саморазвития, создать экспертную репутацию, организовать продуктивное взаимодействие с коллегами и студентами. Мы очень постараемся оправдать их ожидания», — подытожил и.о. директора Института дополнительного образования СПбПУ Евгений Каримов.