
В Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого стартовала сессия кросс-вузовской экспертизы, инициированная Министерством науки и высшего образования РФ.
Цель мероприятия, которое будет проводиться ежегодно во всех вузах, участвующих в программе «Приоритет-2030», оценить реализацию вузами программ развития, выделить успешные практики и проблемные моменты, определить направления для роста и подготовить полезные рекомендации для развития университетов по всей стране.

В течение двух дней на площадке Петербургского Политеха проходит интенсивная работа с участием руководства вуза, директоров институтов, заведующих научных лабораторий, преподавателей и представителей индустрии.
Оценивать перспективы развития СПбПУ будут эксперты ФГАНУ «Социоцентр» –оператора крупнейших государственных программ развития в сфере науки и высшего образования в Российской Федерации:
- Дмитрий Шабалкин, проректор по инновационному развитию и цифровой трансформации Ульяновского государственного университета;
- Евгений Погребняк, проректор по цифровой трансформации Московского государственного института международных отношений (университета) Министерства иностранных дел Российской Федерации (МГИМО);
- Полина Шелупанова, доцент Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники, заведующая кафедрой экономической безопасности ТУСУР;
- Сергей Седых, научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН;
Мероприятия проходят в формате стратегической сессии с рабочими группами по следующим направлениям: «Система управления достижения технологического лидерства. Команда развития», «Исследования и разработка как основа конкурентоспособности технологических решений», «Инженерное образование», «Стратегические технологические проекты».

В первый день проведения кросс-вузовской экспертизы с приветственным словом ко всем участникам выступил первый проректор СПбПУ Виталий Сергеев: «Экспертиза представляет собой систему комплексной оценки университета, а также дает нам с вами возможность сформировать элементы тактики и стратегии для решения тех задач, которые стоят перед университетом. Я бы хотел от лица университета поблагодарить экспертов, уверен, что рекомендации, которые будут сформулированы по итогам экспертизы, будут полезны и взяты нами в работу».
Виталий Владимирович отметил, что для достижения технологического лидерства, согласно утвержденным Стратегии и Программе развития университета, СПбПУ будет концентрировать свои усилия на трех ключевых научно-технологических направлениях (КНТН), а также на трансформации инженерного образования. Отдельно спикер отметил о перспективах и значении развития модели квалифицированного партнерства.

Далее слово взял эксперт «Социоцентра» Дмитрий Шабалкин, который выделил главную цель кросс-вузовской экспертизы: «Понять, в чем ставка университета в достижении технологического лидерства, а также какие внутренние изменения предстоит совершить и стоит ли».
Спикер предложил рассматривать технологии реализации всех трех ключевых научно-технологических направлений (КНТН) с точки зрения их масштабируемости на другие структуры университета.

Проректор по научной работе и главный конструктор КНТН-3 «Искусственный интеллект для решения кросс-отраслевых задач» Юрий Фомин выступил с докладом, где представил три гипотезы трансформации научной деятельности СПбПУ. Спикер еще раз напомнил, по какому принципу были определены ключевые научно-технологические направления развития СПбПУ. А также отметил, что рыночная экономика толкает университеты включаться в конкурентную борьбу за ресурсы и специалистов высокой квалификации.
«Нам стоит перейти в пространство разных экономических моделей подразделений университета. Для себя мы определили 3 экономические модели: образовательная, научно-образовательная и научно-производственная», – отметил спикер и представил варианты распределения институтов, научных команд СПбПУ в соответствии с этими тремя моделями.

Проректор по образовательной деятельности Людмила Панкова отметила, что сейчас основная задача – переход на новую модель инженерного образования: «Наша задача взять все самое лучшее из того, что применялось в образовании ранее, и построить новую систему инженерного образования. Сейчас мы фокусируемся на высшем однотактовом образовании, специализированном высшем образовании, как альтернативе программам переподготовки, и аспирантуре, в том числе производственной».

Далее слово взял главный конструктор КНТН-1 «Системный цифровой инжиниринг», директор ПИШ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков. В начале своего выступления он представил уникальную разработку Петербургского Политеха - Цифровую платформу разработки и применения цифровых двойников CML-Bench®️ – позволяющую проектировать и производить в кратчайшие сроки конкурентоспособную высокотехнологичную продукцию для различных отраслей промышленности с целью обеспечения технологического лидерства в рамках реализации НПТЛ. Платформа не имеет аналогов в России и мире по объему интегрированного отечественного и зарубежного программного обеспечения и объему представленных на ней цифровых и проектных решений - более 375 тысяч.

Затем слово взял директор Института машиностроения,материалов и транспорта СПбПУ, главный конструктор КНТН-2 «Материалы, технологии, производство» Анатолий Попович. Он отметил, что материалы технологии и производство – это неразрывная триада: «Концепция состоит в том, что мы движемся не слева направо, а сначала разрабатываем изделие, применяя определенную технологию, и под нее уже разрабатываем необходимый материал».
Спикер представил 5 проектов, которые входят в КНТН-2, отдельно остановившись на проекте «Научно-технологические основы создания наукоемкого производства, ремонта и изготовления деталей энергетического машиностроения для нужд гражданского и специального назначения».
Главный конструктор КНТН-2 рассказал, что разработка уже прошла успешные испытания, в настоящее время изготавливаются опытно-экспериментальные партии и продемонстрировал участникам кросс-отраслевой экспертизы изделие, созданное с помощью аддитивных технологий.

Выступления каждого спикера сопровождалось живой профессиональной дискуссией. Также в течение всего дня участники кросс-вузовской экспертизы взаимодействовали в рабочих группах. В интерактивных форматах представители вуза, главы институтов, партнеры и эксперты определяли: как должен быть устроен университет; чем отличается устройство университета сейчас и в желаемом будущем; какие инструменты деятельности нуждаются в качественном изменении, а каких инструментов новой деятельности нет и что с этим делать. Завершился первый день знакомством с материально-технической базой СПбПУ.
![$news['icon']](https://strategy.spbstu.ru/userfiles/images/news/2025/10/universitet.jpg)
![$news['icon']](https://strategy.spbstu.ru/userfiles/images/news/2025/10/21/5.jpg)