18 июня 2025 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» начал работу XXVIII Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2025) – одно из главных мероприятий для бизнеса и экономики в России.
Деловая программа ПМЭФ-2025 предусматривала более 300 мероприятий, в числе которых панельные дискуссии, круглые столы, тематические бизнес-завтраки и теледебаты. Форум объединил представителей государственной власти, бизнеса, науки и образования из 45 стран, включая участников из БРИКС, ШОС, ЕАЭС и АСЕАН. Участники форума затронули ключевые вопросы социально-экономического развития, управления, развития технологий, цифровизации, экологии, здравоохранения, транспорта, культуры и туризма, образования и науки.
В первый день ПМЭФ-2025 главный конструктор по ключевому научно-технологическому направлению развития «Системный цифровой инжиниринг», директор Передовой инженерной школы Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого «Цифровой инжиниринг» (ПИШ СПбПУ) Алексей Боровков выступил спикером панельной дискуссии «“Приоритет-2030” как фундамент в подготовке кадров нового поколения» на стенде Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Основная тема дискуссии – влияние программы «Приоритет-2030» на процессы формирования кадрового потенциала нового поколения. В рамках мероприятия проведен анализ механизмов взаимодействия программы с системой высшего образования. Эксперты подробно остановились на оценке реализуемых образовательных программ, методологических подходов к обучению и форм сотрудничества между образовательными учреждениями и бизнес-сообществом. Особое внимание было уделено обсуждению перспектив развития системы непрерывного образования и формированию профессиональных траекторий. Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев организовал ход дискуссии в качестве модератора. Спикерами мероприятия стали представители отраслевых и технических университетов страны, участники финансового сектора экономики.
Участники панельной дискуссии «“Приоритет-2030” как фундамент в подготовке кадров нового поколения»
Модератор:
Афанасьев Дмитрий Владимирович, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации.
Спикеры:
Боровков Алексей Иванович, главный конструктор по ключевому научно-технологическому направлению развития «Системный цифровой инжиниринг», директор Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг»;
Авдеенко Владимир Николаевич, заместитель исполнительного директора – директор по агробиотехнологиям Фонда поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие»;
Жукова Ирина Сергеевна, генеральный директор ООО «Центр технологического лидерства»;
Салихов Сергей Владимирович, первый проректор Национального исследовательского технологического университета «МИСИС»;
Туричин Глеб Андреевич, ректор Санкт-Петербургского морского технического университета.
Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев выступил с приветственным словом и дал старт работе, кратко обозначив повестку дискуссии:
«Сейчас мы находимся на пороге не просто новой волны программы “Приоритет-2030”, а её существенных изменений, которые, с одной стороны, определены вызовами и задачами, связанными с технологическим лидерством, с другой стороны, отражают влияние демографического спада на кадровый потенциал страны. Также мы обсудим пересборку программ развития университетов и затронем вопросы о том, как университеты будут способствовать достижению технологического лидерства».
Заместитель исполнительного директора – директор по агробиотехнологиям Фонда поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых ученых «Национальное интеллектуальное развитие» Владимир Авдеенко поделился опытом участия в реализации программы «Приоритет-2030» в контексте развития сельскохозяйственных технологий и взаимодействия с аграрными вузами.
«Для аграрного образования программа “Приоритет 2030” имеет колоссальное значение, потому что она дает возможность отраслевым университетам пройти глобальную трансформацию, которую мировые аграрные вузы в Европе, Азии и других странах проходили с конца XX века. Наша задача сейчас в рамках тех приоритетов, которые определены, превратить аграрные университеты не только в центры подготовки кадров, но и в центры создания нового научного знания и технологий. Сейчас ведущие аграрные вузы движутся в этом направлении», – заключил Владимир Николаевич.
Спикер подчеркнул важную роль интеграции в этом процессе, которая подразумевает необходимость аграрных вузов сотрудничать с ведущими научными центрами и университетами для получения новых компетенций, и отметил ключевое значение специализации вузов на основании региональных особенностей сельского хозяйства и широкого спектра компетенций в отрасли.
Владимир Авдеенко заключил, что программа «Приоритет-2030» оказала положительное влияние на управленческие команды университетов и является катализатором изменений в аграрном образовании.
Отвечая на вопрос о новом качестве современного инженерного образования, развитии цифровых технологий и переходе к индустрии 6.0 главный конструктор по ключевому научно-технологическому направлению развития «Системный цифровой инжиниринг», директор ПИШ СПбПУ Алексей Боровков привел определение термина «технологическое лидерство», которое состоит в превосходстве технологий и продуктов по функциональным, техническим и стоимостным параметрам над зарубежными аналогами, и представил подход к подготовке высококвалифицированных кадров, реализуемый в ПИШ СПбПУ:
«Если говорить о цифровых технологиях, то отмечу, что в промышленности ключевым является этап разработки. Именно на этом этапе закладываются конкретные преимущества изделия по функциональным, техническим и стоимостным параметрам. Технологии стремительно развиваются, становясь с каждым годом всё более наукоёмкими и мультидисциплинарными. А как образованию успевать за развитием технологий? Для этого на регулярной основе в вузах должны выполняться НИОКР, формирующие тесные связи с индустриальными партнерами. Так, в рамках федерального проекта “Передовые инженерные школы” перед университетами были поставлены актуальные фронтирные инженерные задачи, которые пока не решены промышленностью. Вот это лучшая площадка для применения конкурентных преимуществ научно-технологических заделов, которые есть у вузов».
Спикер осветил различия политехнических и отраслевых университетов в контексте их взаимодействия с индустриальными партнерами и подчеркнул, что подготовка инженеров должна осуществляться в парадигме стремления к технологическому лидерству.
Алексей Боровков пояснил, что важным аспектом в достижении технологического лидерства является концентрация финансовых и интеллектуальных ресурсов вузов для чего в рамках программы «Приоритет-2030» были определены ключевые-научно-технологические направления. Они позволяют оперативно реагировать на ту или иную актуальную геополитическую ситуацию, легко встраиваясь в разные национальные проекты технологического лидерства.
Спикер отметил, что в текущих условиях университеты должны быть гибкими и формировать новые партнерства, сохраняя при этом сложившиеся консорциумы и прежние связи:
«С точки зрения интеграции возможно выстроить сотрудничество университетов и их партнёров в формате научно-производственного объединения или финансово-промышленной группы. Говоря о последней форме, подчеркну, что здесь банки занимают активную позицию. Мы также планируем пойти по данному пути. В этом формате университет может стать лидером в каком-то ключевом научно-технологическом направлении, которое банк возьмёт в качестве основы для инвестиционного развития. Тут можно сформировать новую модель, которая будет более близка к технологическому брокерству, и создать технологических агентов. Далее возникнут в новой трактовке акселераторы в масштабах целых отраслей, рынков и стран. Новые модели и конфигурации сотрудничества смогут придать необходимую динамику, которая очень важна для нас сейчас, так как мы уже достигли определенного уровня стабильного взаимодействия с партнерами, ориентируясь на их темпы развития».
Напомним, что на полях ПМЭФ-2025 Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого и Банк ПСБ подписали соглашение о стратегическом сотрудничестве, направленное на развитие и масштабирование технологии цифровых двойников для предприятий оборонно-промышленного комплекса и гражданских высокотехнологичных отраслей. Документ предусматривает создание специализированных структур – Агента развития суверенных технологий и Акселератора «Диффузии Инноваций», которые будут формировать кооперационные цепочки квалифицированных заказчиков и квалифицированных исполнителей.
Алексей Иванович акцентировал внимание на том, что для развития ведущих инженерных университетов важна специализация, так как в современных условиях необходимые компетенции должны быстро формироваться на базе научно-технологических заделов и в течение года выходить на мировой уровень. Спикер рассказал о подготовке инженерного спецназа, в процессе которой студенты демонстрируют свои знания в рамках реальных НИОКР с индустриальными партнерами, решая актуальные фронтирные задачи промышленности.
Генеральный директор ООО «Центр технологического лидерства» Ирина Жукова представила задачи данного Центра, созданного Газпромбанком на основе стратегического партнёрства с Минобрнауки России. В первую очередь Центр фокусируется на кооперации между университетами и индустриальными партнерами для развития высокотехнологичного сектора экономики. Спикер пояснила, что Газпромбанк в рамках программы «Приоритет-2030» выступает не только как финансовый институт, но и как институт развития, который ищет новые организационные формы взаимодействия для преодоления разрыва в финансировании между ранними стадиями разработки технологий и готовыми бизнесами. Ирина Жукова подчеркнула, что несмотря на наличие различных фондов и инструментов, существует потребность в системной работе с университетами, где формируются знания и проекты.
«Важно, помимо организационных форм кооперации с университетами, выстроить правильные финансовые механизмы поддержки этой деятельности. Сегодня мы говорим о создании фонда ранних стадий, который направлен именно на преодоление этого разрыва и финансирование проектов от стадии готовности 4 до серийного выпуска. Также мы прорабатываем новые механизмы поддержки. Но следует понимать, что это не финансирование проектов университетов в том же формате, в котором это было ранее. Это объединение ресурсов государственных и негосударственных на принципах государственно-частного партнерства для создания новых высокотехнологичных продуктов, отдача инвестиций от которых будет уже после их реализации и вывода на рынок», – заключила Ирина Сергеевна.
Ирина Жукова подчеркнула, что успех в дальнейшем развитии высокотехнологичных решений требует изменения бизнес-моделей, где университеты становятся активными участниками экономического процесса:
«Я говорю об не отчуждении, когда университет полностью передает права и не имеет больше никакого отношения к реализации этих проектов. Я имею в виду выделение и построение такой цепочки, когда в университете сохраняется непосредственно центр компетенций, который позволяет все время модернизировать технологическое решение и сохранять лидерство, в том числе мировое лидерство в тех направлениях, которые есть. Но при этом бизнес строится на этих результатах по бизнес-логике. Нам необходимо научиться управлять технологическими решениями с точки зрения управления бизнес-активами. Переход к этой логике управления – это один из ключевых моментов, который может дать толчок для экономического роста».
Тема управления интеллектуальной собственностью также получила развитие в выступлении первого проректора Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» Сергея Салихова. Спикер описал существующие барьеры в управлении результатами интеллектуальной деятельности, созданными в ходе реализации программы «Приоритет-2030», и подчеркнул необходимость определения четкой позиции регулятора относительно того, как должна распределяться интеллектуальная собственность с точки зрения государственной политики
«Сейчас программа “Приоритет-2030” – единственный инструмент финансирования вузов, который позволяет инвестировать деньги в развитие университетов, включая новые научные направления, лаборатории, изменение парадигмы работы с промышленными компаниями и финансовыми инструментами. Это крайне важная позиция, и то, что программа существует и меняется, это правильно», – отметил Сергей Владимирович.
В заключение спикер пояснил, что в целях достижения технологического лидерства подготовка кадров должна быть ориентирована на будущие потребности отраслей. Сергей Салихов представил экспертный взгляд на модель подготовки специалистов в рамках участия Национального исследовательского технологического университета «МИСИС» в пилотном проекте по апробации новой модели высшего образования. Модель включает три основных компонента:
«Роль работодателя важна, но университет смотрит дальше, поскольку даже крупные компании не всегда знают, что будет востребовано в будущем», – подытожил спикер.
Ректор Санкт-Петербургского морского технического университета (СПбГМТУ) Глеб Туричин рассказал об опыте реализации программы «Приоритет-2030» в вузе. Спикер пояснил, что СПбГМТУ выбрал путь развития через инвестиции в проекты и нацелен к 2050 году стать научно-технологической корпорацией, в которой большая часть бюджета поступает от индустриальных партнеров.
«Такая парадигма привела к тому, что университет трансформировался и внутри него появились бизнес-подразделения. Они устроены так, как раньше были организованы отраслевые научно-технические институты. Только теперь они не отраслевые, а компетентностные <…> Я считаю, что именно такие внутриуниверситетские институты способны обеспечивать технологическое лидерство», – сказал Глеб Андреевич.
Также спикер отметил, что трансформация университета в научно-технологическую корпорацию привела к росту востребованности программ дополнительного профессионального образования. А вектор на технологическое лидерство способствует тому, что для работы на таком уровне университетские институты будут доведены до уровня хай-тек компаний с конструкторскими бюро и опытными производствами.
В контексте обсуждения модели высшего образования Глеб Туричин подчеркнул, что образовательные программы стали гибкими и ежегодно меняются под влиянием заказчиков. Индустриальные партнеры определяют перечни компетенций выпускников, и образовательные учреждения адаптируются к этим требованиям. Спикер отметил необходимость сохранения базовых инженерных знаний для чтобы формирования всесторонне развитых инженеров, способных к самообучению.
Подводя итоги панельной дискуссии, заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Дмитрий Афанасьев вывел «формулу успеха», состоящую в гибкости, адаптивности и быстрой перестройке образовательных программ под текущие и будущие потребности индустрий. Модератор отметил, что опыт участников программы «Приоритет-2030», представленный в рамках мероприятия, позволит управленческим командам университетов в процессе формирования кадрового потенциала нового поколения правильно выстроить векторы развития вузов и оптимизировать распределение ресурсов для достижения поставленных целей.
ПМЭФ завоевал статус ведущей мировой площадки для обсуждения ключевых вопросов глобальной экономики, налаживания кооперационных связей, обмена лучшими мировыми практиками и компетенциями в целях обеспечения устойчивого развития.
Напомним, что Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого ежегодно принимает активное участие в Петербургском международном экономическом форуме. Передовая инженерная школа СПбПУ «Цифровой инжиниринг», как флагманское подразделение Экосистемы технологического развития СПбПУ, представляет на ПМЭФ разработки и делится уникальным опытом подготовки инженерных кадров мирового уровня в интересах целей национального развития нашей страны. Так, в 2024 годуАлексей Боровковвыступил на панельной дискуссии форума, посвященной роли передовой инженерной школы в обеспечении технологического суверенитета России. А в 2023 году СПбПУ стал одной из деловых площадок ПМЭФ, приняв расширенное заседание Координационного совета Минобрнауки России по области образования «Инженерное дело, технологии и технические науки».
Также отметим, что ПМЭФ в 2021 году стал первым и самым масштабным в мире деловым событием очного формата после вынужденного перерыва из-за пандемии коронавируса. Тогда при подготовке форума представители Роспотребнадзора, Фонда Росконгресс и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Санкт-Петербург» опирались на результаты уникального исследования, проведенного специалистами Центра компетенций НТИ СПбПУ «Новые производственные технологии» – одной из структур Экосистемы технологического развития СПбПУ. На основе математического и суперкомпьютерного моделирования была успешно выполнена оценка эффективности работы приточно-вытяжной вентиляции «Экспофорума» для оценки рисков проведения крупного события и соблюдения различных противоэпидемических мер.
Фотографии предоставлены Минобрнауки России