«Пятерку – двойнику! Отечественные цифровые технологии помогут России выйти в лидеры». Интервью главного конструктора по КНТН-1"Системный цифровой инжиниринг" Алексея Боровкова

Полная версия интервью главного конструктора по ключевому научно-технологическому направлению развития СПбПУ "Системный цифровой инжиниринг" Алексея Боровкова газете «Поиск», включающая невошедшие фрагменты.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого вошел в первую группу вузов — получателей грантов программы «Приоритет-2030». Задачу по обеспечению технологического лидерства России коллектив СПбПУ будет решать, фокусируясь на трёх ключевых научно-технологических направлениях. О них, а также о создании уникальных технологий для страны и подготовке «инженерного спецназа» «Поиску» рассказал проректор по цифровой трансформации СПбПУ, руководитель Передовой инженерной школы СПбПУ «Цифровой инжиниринг» Алексей Боровков.

Алексей Иванович, тема технологического лидерства сегодня является одной из ключевых национальных задач. Ваш университет взялся внести существенный вклад в ее решение. Каким образом это будет реализовано?

- Прежде всего давайте определим терминологию.  В 2023 году комиссия под руководством первого вице-премьера Правительства РФ Андрея Белоусова разработала, и Правительство утвердило Концепцию технологического развития, где представлено следующее определение: технологическое лидерство – это превосходство технологий и / или продукции по основным параметрам (функциональным, техническим, стоимостным) над зарубежными аналогами.

Для достижения этой цели университетам было предложено разработать два ключевых документа: стратегию и программу развития вуза. Наша стратегия развития – это достаточно краткий документ, охватывающий период до 2030 года и в перспективе до 2036 года. А программа развития – план реализации стратегии развития с конкретными мероприятиями и показателями, которых планируется достичь, с описанием целевой модели, имеющихся барьеров и возникающих рисков.

При разработке этих документов мы провели глубокий анализ того, что уже было достигнуто в университете, и выявили направления-лидеры с точки зрения объемов внебюджетных НИОКР, научно-технических услуг и коммерциализации РИД. Эти три показателя легли в основу нового, ключевого показателя результативности программы «Приоритет 2030» – индекса технологического лидерства (ИТЛ). Он отвечает тому определению, на которое я ссылался, и позволяет измерять наш вклад в достижение национальных целей.

Каким образом?

Внебюджетные НИОКР отражают наши компетенции, необходимые для решения фронтирных инженерных задач по заказам индустриальных партнеров, связанных с проведением исследований и разработок, направленных на генерацию новых знаний, разработку технологий и опытных образцов изделий. В прошлом году объем таких работ в университете превысил один миллиард рублей.

Научно-технические услуги (НТУ) отражают применение имеющихся знаний и разработанных ранее технологий для решения конкретных задач индустриальных партнеров. В отличие от НИОКР, здесь новые знания, как правило, не генерируются, а происходит практическое применение современных знаний и достижений. Объем этих услуг в СПбПУ также составляет значительную сумму – 1 млрд 275 млн рублей в год.

Коммерциализация разработок показывает, насколько наши результаты интеллектуальной деятельности – патенты, компьютерные программы, базы данных, ноу-хау – востребованы промышленностью, соответственно, какой доход они приносят университету.

Я правильно понимаю, что программа развития ведущего университета должна отвечать на вопрос: «А в чем вы лучшие в стране»?

- Вот, именно! Поэтому для определения наших конкурентных преимуществ мы проанализировали все наши внебюджетные НИР и НИОКР, НТУ и результаты коммерциализации с 2018 по 2024 год. Был составлен рейтинг научных групп и руководителей по объему и значимости выполненных работ и сформирован перечень приоритетных отраслей, корпораций и компаний, с которыми мы наиболее эффективно сотрудничаем.

В итоге мы сформировали три ключевых научно-технологических направления (КНТН) развития Политехнического университета как ведущего инженерного университета, фокусировка на которых позволит нам вносить достойный вклад в решение национальной задачи по обеспечению технологического лидерства страны:

КНТН-1 – Системный цифровой инжиниринг – разработка технологий и продукции, превосходящих зарубежные аналоги для различных отраслей промышленности, на основе технологий цифровых двойников, цифровой сертификации и платформенных решений CML-Bench®.  Базовыми отраслями являются машиностроение в широком смысле, включая авиастроение и БАС, двигателестроение, энергомашиностроение, атомное и нефтегазовое машиностроение, автомобилестроение, судостроение и кораблестроение и т. д.

КНТН-2 – Материалы, технологии, производство – разработка и применение передовых материалов, а также аддитивных и сварочных технологий, других производственных технологий. Мы уделяем внимание как мелкосерийному производству на базе университета, так и участию в работе крупных производственных компаний.

КНТН-3 – Искусственный интеллект (ИИ) для решения межотраслевых задач. Здесь мы сосредоточились на прикладных аспектах применения ИИ в промышленности, электроэнергетике, строительстве и нефтегазовой отрасли.

Итак, по этим обоснованно выбранным КНТН наш университет на протяжении многих лет сформировал значительный научно-технологический задел. Кроме того, такой широкий охват направлений позволяет нам своевременно реагировать на появление новых перспективных направлений, например, беспилотные авиационные системы (БАС), развитие которых продиктовано в том числе текущей геополитической ситуацией. Таким образом, мы планируем активно участвовать в реализации шести национальных проектов технологического лидерства по направлениям, где у нас уже есть серьезные научно-технологические заделы и достижения.

Не могли бы вы объяснить, в чем, например, суть системного цифрового инжиниринга и чем он отличается от более привычного понятия «компьютерное моделирование».

Компьютерное и суперкомпьютерное моделирование – это, конечно, важнейшая сквозная технология, эффективно применяемая в научных исследованиях, а также во всех высокотехнологичных отраслях промышленности. Как правило, компьютерное моделирование используется в исследованиях на стадии разработки и проектирования новых изделий и технических систем, а также на стадиях производства и эксплуатации. В высокотехнологичных отраслях, таких как автомобилестроение, авиастроение, атомное машиностроение, роль компьютерного моделирования чрезвычайно велика. Но при этом мы не должны терять суть инжиниринговой деятельности, которая включает в себя проектирование и создание конструкторской документации, изготовление опытных образцов и проведение испытаний. Понятие «компьютерный инжиниринг» подразумевает эффективное сопряжение процессов проектирования и компьютерного моделирования, переход к новой парадигме проектирования на основе компьютерного моделирования, в современной передовой трактовке – на основе технологии цифровых двойников.

Существует более ста типов инжиниринга, связанных с конкретными отраслями: автомобильный, аэрокосмический, нефтегазовый и так далее. Учитывая нашу политехническую направленность, фактически, необходимо работать со всеми этими отраслями на основе сформированных десятилетиями научно-технологических заделов.

На современном этапе развития мы все чаще говорим о цифровом инжиниринге, поскольку сегодня любая разработка немыслима без применения широкого спектра цифровых технологий. А добавление слова «системный» связано с тем, что мы фокусируемся на работе со сложными техническими / киберфизическими системами.

Таким образом, системный цифровой инжиниринг ориентирован на различные отрасли, использует передовые цифровые технологии (в первую очередь, цифровые двойники) в качестве основного инструмента и фокусируется на решении сложных наукоемких мультидисциплинарных задач.

- Как системный цифровой инжиниринг и технологии цифровых двойников помогает создавать продукцию, превосходящую зарубежные аналоги?

- На этапе разработки мы сталкиваемся с множеством противоречащих друг другу требований, предъявляемых к создаваемому изделию. Например, один из критериев оценки транспортного летательного аппарата – расход топлива, приходящийся на единицу транспортной работы (на 1 пассажиро-километр или на 1 тонно-километр). Понятно, что летательный аппарат с лучшей аэродинамикой и меньшей массой самолета будет более экономичным, но при этом он должен быть прочным.  Как правило, красивый промышленный дизайн высокотехнологичных изделий оказывается чрезвычайно дорогим в реализации, требующим применения дорогостоящих технологических и производственных решений. Поэтому мы должны проектировать изделие с учетом технологической реализуемости и ресурсных ограничений (временных, стоимостных, технологических, производственных, экологических, нормативных, экономических и т.д.), иначе изделие не будет реализовано, останется в статусе проекта.

Бывает, что при попытке упростить производство теряются изначально заложенные конкурентные преимущества, в первую очередь, технические характеристики. И, конечно, на этапе разработки необходимо учитывать все режимы эксплуатации – не только нормальные, но и нарушения нормальных режимов работы, наконец, аварийные ситуации. Именно здесь ключевую роль играет технология цифровых двойников. Чем больше мы «сделаем в цифре» на этапе разработки, тем лучше будет конечный результат и тем дешевле будут стоить разработка, изготовление опытных образцов, их испытания, наконец, мы сможем обойтись минимальным объемом необходимых испытаний.   

Цифровой двойник изделия позволяет управлять требованиями и изменениями в процессе проектирования, находить рациональные компромиссные решения между противоречащими друг другу требованиями и целевыми показателями. Мы вносим изменения в цифровую модель и сразу видим, как это повлияет на  такие разнообразные характеристики, как, например, прочность, долговечность, уровень безопасности и комфорта, стоимость и другие характеристики. Мы можем моделировать технологические процессы изготовления – литье, штамповку, сварку, сборку – и анализировать влияние технологических отклонений на эксплуатационные характеристики. Таким образом, еще до изготовления опытного образца мы имеем практически полное представление о будущем изделии, более того, оно в цифровом виде уже прошло все необходимые стендовые и полигонные испытания.

 - Приведите примеры продуктов, созданных в Политехе, которые уже сейчас опережают западные аналоги?

- Могу назвать установку для нефтегазовой промышленности, которая успешно производится нашим индустриальным партнером – топливным дивизионом ТВЭЛ госкорпорации Росатом. В рамках диверсификации бизнеса наши коллеги начали развивать направление нефтегазового машиностроения, в частности, возникла необходимость импортозамещения высокотехнологичного оборудования для очистки бурового раствора. Ключевым элементом такой системы является вибросито.

У мировых лидеров, чье оборудование ранее закупалось нашей нефтегазовой отраслью, основная характеристика – уровень средних максимальных виброускорений достигал 7g (g – ускорение свободного падения). Перед нами была поставлена задача спроектировать российскую установку, которая по функциональными, техническим и стоимостным характеристикам, будет превосходить зарубежные аналоги мировых лидеров, которые использовала наша российская промышленность.

Традиционный подход – обратный инжиниринг, когда существующее изделие разбирается, изучается и воссоздается – позволил нашим партнерам лишь приблизиться к этому показателю, достигнуть уровня 6-6,5 g.

Именно тогда нами была применена технология цифровых двойников. В результате интенсивной работы на цифровой платформе мы с помощью обобщенного генеративного дизайна и технологий компьютерной оптимизации за 70 дней разработали и проанализировали около 700 вариантов конструкции и разработали цифровой двойник установки, который позволил нам сгенерировать семейство оптимальных конструкций. Выбранная  конструкция с первого раза прошла все межведомственные испытания, достигнув уровня 8,25 g, значительно (на 17 %) превысив мировой уровень. Кроме того, была обеспечена необходимая надежность и долговечность конструкции, которая позволила годами (более шести лет) эксплуатировать эти установки в режиме высоких динамических нагрузок.

В итоге отечественные изделия оказались не только лучше по производительности и качеству, но и дешевле зарубежных аналогов. Это и есть простейший пример технологического лидерствакоторое обеспечили передовые технологии разработки на основе цифровых двойников и цифровой сертификации изделий, реализуемые на цифровой платформе.

Использовалась ли при их разработке платформа CML-Bench, о которой вы упоминали?

- Конечно, обязательно. Цифровая платформа по разработке и применению цифровых двойников CML-Bench® сыграла фундаментальную и решающую роль в этом и многих других проектах, так как позволяет принципиально по-другому выполнять работу в единой цифровой среде в рамках новой парадигмы проектирования на основе цифровых двойников.
Все изменения в конструкции, которые вносились в процессе разработки вибросита – математические и компьютерные модели, результаты цифровых испытаний и валидации (сравнения результатов компьютерного моделирования с экспериментами), проектные решения, обоснованные цифровыми испытаниями, – сохраняются на платформе.

Принципиально важно, что инженер может открыть проект, выполнявшийся ранее другими специалистами, и увидеть всю историю разработки, все предпринятые шаги, в том числе увидеть и отвергнутые в тот момент решения, которые могут быть полезны в других проектах. Это обеспечивает капитализацию знаний, прозрачность и прослеживаемость всех процессов и этапов работы. Фактически, это новая система управления знаниями, компетенциями, требованиями, изменениями, конфигурациями, цифровыми испытаниями и цифровой сертификацией проектируемых конкурентоспособных изделий на ключевой стадии – в процессе разработки изделий, когда обосновываются все функциональные, технические и стоимостные характеристики будущих изделий.

В настоящее время на цифровой платформе CML-Bench® представлено более 350 тысяч цифровых и проектных решений, сотни реализованных проектов для приоритетных отраслей высокотехнологичной промышленности России.

Какие барьеры сейчас мешают массовому внедрению российских цифровых инжиниринговых решений и как их преодолеть?

- Одним из основных барьеров стал уход зарубежных высокотехнологичных компаний, которые поставляли индустриальное и инженерное программное обеспечение на предприятия отечественной промышленности. Однако, это послужило мощным толчком для запуска механизмов импортозамещения программного обеспечения во многих отраслях.

Второй важный момент – сложность самой задачи достижения технологического лидерства, ведь это не просто импортозамещение, когда мы создаем что-то похожее на зарубежные аналоги, а превосходство технологий и продукции.

Разработка и внедрение инновационных решений в промышленности требует специально подготовленных специалистов-разработчиков, имеющих фундаментальное математическое и физико-механическое образование, владеющих передовыми цифровыми и производственными технологиями и способных успешно реализовать сложные наукоемкие проекты. Этим должны заниматься, в первую очередь, те преподаватели, научные работники и инженеры, кто непосредственно участвует в реализации инновационных проектов по заказам промышленности. Именно для решения этой задачи был создан и реализуется федеральный проект «Передовые инженерные школы».

Какие уникальные методики используются в вашем университете, в частности в рамках Передовых инженерных школ, для подготовки специалистов в области цифрового инжиниринга?

- Этот федеральный проект изначально задумывался как тесное взаимодействие университета с промышленностью. Мы на регулярной основе выполняем НИОКР, которые действительно интересны индустриальным партнерам, а значит, они готовы их финансировать. За два с половиной года наша Передовая инженерная школа «Цифровой инжиниринг» получила 1,2 миллиарда рублей бюджетной поддержки и заработала более 1,8 миллиарда рублей внебюджетных средств от индустриальных партнеров.

Одним из ключевых элементов работы является создание новых специализированных магистерских программ совместно с индустриальными партнерами, такими как Росатом и Ростех. Эти компании формулируют свои потребности в новых специалистах, понимая перспективы развития технологий и своей будущей продукции. Как правило, формируется перечень конкретных задач и дорожная карта развития компетенций, заказываются внебюджетные НИОКР, в которых участвуют смешанные команды, включающие магистрантов, опытных инженеров, научных сотрудников, преподавателей и представителей заказчика. Это обеспечивает опережающую подготовку специалистов, которые будут востребованы в процессе разработки и производства новой конкурентоспособной продукции.

У нас реализована уникальная модель наставничества. У каждого магистранта обычно два руководителя: один – со стороны университета, который отвечает за научно-образовательную и проектную часть, а второй – от индустриального партнера, он курирует инженерную деятельность, связанную с конкретным проектом. Важно, что представители индустриальных партнеров входят в учебно-методические советы и участвуют в формировании учебных планов специализированных магистратур.

- Что такое «инженерный спецназ», который вы готовите?

- Этот термин впервые прозвучал в июне 2014 года на заседании Совета по науке и образованию с участием Президента РФ В. Путина. Наш ректор Андрей Рудской предложил таким образом назвать специалистов, которые необходимы для прорывного развития инженерного дела, технологий, промышленности. Изначально речь шла об «инженерно-технологическом спецназе», чтобы подчеркнуть роль технологий. Но в обиходе прижился более короткий вариант – «инженерный спецназ». Под ним мы понимаем высококвалифицированных специалистов мирового уровня, которые владеют передовыми цифровыми и производственными технологиями и способны решать сложные мультидисциплинарные задачи, включая те, с которыми они ранее не сталкивались. Как и настоящий спецназ, эти инженеры должны быть готовы ответить на любой профессиональный вызов.

Фактически, это специалисты, которые умеют работают в области системного цифрового инжиниринга, со сложными техническими / киберфизическими системами на всех стадиях – от разработки, производства и до эксплуатации, утилизации – с использованием передовых цифровых технологий, платформенных решений и цифровых двойников.

Какие прорывные технологии и результаты вы ожидаете увидеть в области цифрового инжиниринга в ближайшие 5-10 лет?

- Анализируя мировые рынки и прогнозы развития технологий до 2028-2035 гг., я бы выделил несколько ключевых тенденций.

Основой для эффективной организации деятельности в области высокотехнологичного инжиниринга является рынок специализированных мультидисциплинарных цифровых платформ (SPDM-систем) по разработке и применению цифровых двойников, по выполнению цифровой сертификации, объемом около 2 миллиардов долларов в год. Наиболее динамично развивающимся в мире рынком является рынок технологий цифровых двойников – его ежегодный прирост (CAGR) составляет рекордные 61,5% в год, и в ближайшие три года годовой объем рынка превысит 110 миллиардов долларов. Такие темпы, в среднем, на порядок выше темпов роста традиционных рынков. Далее, необходимо отметить рынок технологий искусственного интеллекта, который растет медленнее (CAGR около 30% в год), но в ближайшие годы превысит уровень 1 триллиона долларов. Наконец, рынок инжиниринга и инжиниринговых услуг, включающий все отрасли промышленности, является самым большим – около 10 триллионов долларов в год. Таковы глобальные технологические тренды, технологические фронтиры и темпы развития. На мой взгляд, основные прорывы и в российском, и в мировом высокотехнологичном инжиниринге будут связаны именно с этими направлениями.

Беседовала Светлана Беляева